О развитии христианства: ариане, католики, православные, униаты

.

Христианство в современном виде возникло не сразу, а прошло достаточно долгий, временами кровавый путь развития. Менялось многое, недаром практически в каждую эпоху предпринимались попытки вернуться к «корням», первоистокам.
В I в. в Риме широко распространились восточные культы, добродетели ранней Республики постепенно забывались. Старые римские божества были достаточно толерантны к новым – главное, чтобы новички признавали верховенство Юпитера. Поклонники восточных культов чтили императора как верховную власть. Почитатели Кибелы, Митры вполне вписывались в римскую систему власти, выбивались только иудеи и христиане.


Христианство было во многом схожим с митраизмом (бог-спаситель, искупительная жертва, бессмертие, воскрешение, вечная жизнь, даже дни рождения Митры и Христа совпадали и приходились на один из дней зимнего солнцестояния – 25 декабря).
«Христианство – религия рабов и плебса» – таково было мнение римских философов, но постепенно происходили изменения: христианство приобретало сторонников среди римского нобилитета.
В первые века н. э. были не до конца выяснены нюансы новой религии, к тому же постоянно возникали вопросы о природе Христа. Постепенно благодаря усилиям интеллектуалов христианство превратилось из иудейской секты в мировую религию. Возникла строгая иерархия, у церкви появилось имущество.
В 217 г. папа Калист выдвинул идею о примате римского епископа как наследника Петра (держателя ключей от рая) над остальными общинами. Христианство пережило несколько волн гонений: при императорах Деции, Диоклетиане. Мученики создали ореол вокруг религии («идею создают гении, продвигают фанатики, а пользуются проходимцы» – этот принцип верен и для религии). При Константине христианство стало государственной религией – приобрело «административный ресурс». Став «партией власти», христиане задумались о канонах.
Основная проблема: какова природа Христа? В IV в. у последователей христианства еще был выбор: Христос мог быть богом, человеком или и тем и другим одновременно. Символ веры, вобравший основные положения вероучения, краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину, сформулирован 1-м Никейским (325) и дополнен 2-м Константинопольским (381) Вселенскими соборами.
Принятый догмат Троицы стал обязательным для последователей «магистрального» христианского течения (они в данной книге во избежание путаницы именуются кафоликами; после разделения Церкви они разделились соответственно на католиков и православных). Несогласных с никейским символом веры отлучили от церкви…
Но несогласных было много. Приверженцы божественной природы Христа стали называться монофизитами (современная коптская, эфиопская, армянская церкви). В IV–VI вв. ариане были достаточно многочисленны. Основатель течения – священник Арий из Александрии (ум. в 336 г.). Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). Таким образом, по учению Ария, Христос как творение Бога-Отца существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь Вселенскими соборами (325, 381).
Греческие слова «единосущный» (версия кафоликов) и «подобосущный» (версия ариан) различаются одной буквой. Из-за нее пролились реки крови – дорогая буква…
Вторая интрига – отношение церкви и власти. Римские папы становились самостоятельной силой в Европе, императоры Восточной Римской империи – басилевсы – занимались больше азиатскими проблемами. С другой стороны, «связи» во власти всегда ценились, так что до поры до времени ссоры пап и басилевсов были вполне семейными.
В конце VII в. папа Сергий I вступил в спор с константинопольским патриархом о канонах, подоплекой была идея независимости римских пап от басилевсов. Весьма своевременно нашелся любопытный документ – так называемый «Константинов дар». Достаточно спорный документ, в котором утверждалось, что, перенося столицу на восток, Константин передал власть и собственность римским епископам (папам).
Иконоборчество VIII–IX вв. окончательно развело западную и восточную церкви. Имелись сугубо канонические расхождения: уже упоминавшееся выше filioque (и от сына), иерархическое подчинение римскому папе – наместнику Бога на земле, догмат о чистилище, а также расхождения обрядовые: причастие кислым хлебом у православных, пресным у католиков, язык служб – латынь у католиков; греческий, затем церковнославянский – у православных, облачение духовенства. Перед расколом папство перешло «под крышу» новой империи – возрожденной Западной Римской империи Карла Великого. Окончательно раскол оформился в 1054 г. Преодолеть его пока не удалось.
Папство участвовало в IV Крестовом походе, направленном против Византии (1202–1204). После похода в Рим хлынул поток христианских реликвий (в каждой римской церкви есть кусочек креста, или цепи мучеников, или иголка с тернового венца Христа, или еще что-нибудь в этом роде), это подняло авторитет папства. Заодно увеличился поток паломников, что приносило Риму дополнительный доход.
Предпринимались попытки примирения. Так возникли, например, униатские церкви – попытка найти компромисс католиков с православными. Участники Феррарско-Флорентийского собора (1438), на котором присутствовали басилевс, константинопольский патриарх, московский митрополит Исидор, обсуждали новый вариант церкви, которая поддерживала и догмат о чистилище, и филиокве, и главенство папы, и греческий язык богослужения, и причастие по греческому обряду. Однако по возвращении в Москву митрополит Исидор был репрессирован. А униатские церкви прижились лишь на западе Украины и Белоруссии.
В сущности церкви до сих пор разделяют, скорее, сложившиеся традиции, чем непреодолимые.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.