Типы поездов

.

Существует несколько типов поездов дальнего следования.
Eurostar Italia (ES), итальянцы называют эти поезда pendolino [пендолино]. Это самые быстрые поезда, связывающие главные города страны, преодолевают расстояние между Миланом и Римом за 4 ч (только вагоны I класса). В прочих поездах Eurostar есть вагоны I и II класса с кондиционером, в большинстве поездов имеются вагон-ресторан и бар. При покупке билетов обязательно бронируются места (место в определенном вагоне определенного поезда). Места сидячие (поезд подобен российской «Авроре»), на каждые четыре кресла – общий столик. В некоторых поездах Eurostar есть бизнес-зона – купе, изолированные от остального вагона перегородкой. В каждом из них – 4 кресла, откидные столики, розетки для компьютера. На стенах таблички, призывающие к тишине. Места в таких купе бронируются заранее и стоят несколько дороже.


Intercity (IC), скорые поезда, курсирующие на всех основных направлениях как внутри страны, так и за ее пределами. В последнем случае поезда называются Eurocity (EC) (часть одноименной общеевропейской системы, обеспечивающей быстрое и комфортное сообщение между крупными городами Европы). Вагоны Eurocity оборудованы примерно так же, как вагоны Eurostar. У каждого такого поезда собственное название, например, Alexandre Dumas и Alessandro Manzoni (Милан – Турин – Париж), Vauban (Милан – Брюссель).
Вагон обычного Intercity подобен российскому купейному, в каждом купе – 6 кресел. Сидячее место можно забронировать при покупке билета (такая услуга стоит 3 €). В принципе, можно этого не делать – при наличии незабронированных сидячих мест их имеет право занять любой (информация о том, какое место и начиная с какой станции забронировано, помещается на двери купе). Однако если свободных кресел не окажется, придется довольствоваться откидным сиденьем в коридоре (если повезет) и размещать свой багаж там же.
В вагонах I и II класса поездов Intercity разрешено провозить бесплатно мелких домашних животных (собак, кошек, птиц) в специальных клетках или контейнерах, размеры которых не превышают 70 x 50 x 30 см. За контейнер большего размера придется платить 50 % стоимости билета II класса. За такую же плату можно провезти маленькую собаку, разместив ее у себя на коленях, либо большую собаку на поводке и в наморднике – при обязательном согласии на это других пассажиров. Свободен от этих правил лишь пассажир, забронировавший все места в купе.
Ночные поезда Servizio Notte, в которых есть как вагоны с сидячими местами, так и спальные (vagoni letto) различных классов. Этот тип поездов делится на Intercity Notte (ICN), Espressi (EXP) и Euronight (EN).
Последние представляют собой «ночной» вариант Eurocity с комфортабельными спальными местами или (на некоторых маршрутах) с сидячими местами, специально приспособленными для ночных путешествий. Спальные двухместные купе с умывальником, для путешествующих в одиночку предусмотрены «мужские» и «женские» купе. Места бронируются при покупке билетов. В некоторых поездах в стоимость билета включен ряд дополнительных услуг (завтрак, минеральная вода, газеты).
В общеевропейской сети Euro-night представлено 10 именных поездов, связывающих итальянские города с городами Швейцарии, Франции, Австрии, Германии и Испании. Например, Stendhal (Милан – Париж), Gottardo (Милан – Цюрих), Salvador Dali (Милан – Барселона), Palatino (Рим – Париж), Remus (Рим – Вена), Capri (Неаполь – Монако), San Marco (Венеция – Вена), Galilei (Флоренция – Париж).
Нечто подобное представляют собой поезда Espressi, совершающие ночные рейсы из Венеции в Ниццу через Геную, из Милана в Дортмунд, из Рима в Ниццу. Среди таких поездов есть именные: Brenner Express (Флоренция – Монако), Venezia Express и Drava Express (Венеция – Будапешт). В поездах Espressi есть спальные вагоны Excelsior, сервис которых сопоставим с сервисом отелей высшей категории, есть очень комфортные спальные вагоны с одно- , двух– и трехместными купе с умывальником, комфортабельные вагоны с четырехместными купе (главное достоинство которых бóльшее пространство) и вагоны с наиболее дешевыми шестиместными купе. При покупке билета обязательно бронируется конкретное спальное место в конкретном поезде, отправляющемся в определенный день. Компостировать такой билет перед отправлением не требуется. Не позднее 12 ч до отправления поезда забронированное место можно поменять на другое, а вплоть до самого отправления – сдать билет. При возврате билета будет удержано 20 % стоимости, если до отправления поезда осталось не менее 12 ч, и 50 % – в противном случае. После отправления поезда типа Espressi деньги за неиспользованный билет не возвращаются.
Ребенок до 4 лет может ехать бесплатно на одном спальном месте с сопровождающим его взрослым, на детей в возрасте от 4 до 12 лет распространяется 30 %-ная скидка. В полностью занятом купе пассажирам разрешено провозить одно мелкое домашнее животное, купив для него специальный билет. Некоторые поезда дальнего следования снабжены вагонами для машин и позволяют владельцу следовать одним поездом со своим автомобилем.
Региональные поезда
Вагоны итальянских «электричек», даже относящихся к одному и тому же типу, могут заметно отличаться. Но в любом случае пассажирам обеспечены мягкие сиденья с подголовниками и туалет в каждом вагоне. Иногда для того, чтобы открыть дверь на нужной остановке, необходимо нажать большую красную кнопку возле двери вагона.
Есть несколько типов региональных поездов:
Regionali (Reg), самые медленные поезда, курсирующие, как правило, в пределах одного региона и делающие остановку практически на каждой станции. Обычно состав укомплектован вагонами только I класса, курить в таких поездах запрещено.
Diretti превосходят по скорости Regionali и делают значительно меньше остановок. Эти поезда тоже курсируют в пределах либо одного региона, либо двух соседних.
Interregionali (IR), наиболее быстрые среди региональных поездов с наименьшим количеством остановок. Их маршруты выходят за пределы одного региона и связывают его с более отдаленными станциями. Эти поезда чаще всего представляют интерес для туристов. В связи с такой спецификой этот тип поезда часто назначают только по выходным или только в определенный период года. Обычно в вагонах I и II класса есть места для курящих, но возможны и исключения.
Информация о поездах, связывающих города с аэропортами, помещена в соответствующих разделах нашего издания.
Как читать расписание
Сверху крупными буквами написано ARRIVO (прибытие) или PARTENZA (отправление). В последнем случае наиболее крупным шрифтом набраны конечные пункты маршрута, а под ними более мелко напечатаны основные промежуточные станции, в скобках после каждого пункта указано время прибытия. Однако если поезд делает остановки и на маленьких станциях, они перечисляются (тоже с указанием времени) в последней колонке – вместе с другими примечаниями – например, что отправляется поезд только по выходным или только по средам, или по еще более сложному графику. Расписание составлено на итал. яз., у того, кто им не владеет, могут возникнуть определенные сложности. В этом случае следует остановить свой выбор на поезде, в колонке примечаний которого не содержится непонятной информации, либо пытаться уточнить ее в билетной кассе, либо обратиться за помощью к автомату по продаже билетов (указав дату и временной интервал, вы получите список всех поездов, которые действительно отправляются в нужное вам время).
Классы
При посадке в поезд следует обращать внимание на цифры 1 или 2 на дверях и окнах вагонов (равно как и разрешающий и запрещающий курение знак для тех, кому это важно). Цифры эти означают класс вагона, и не следует, имея на руках билет в вагон II класса, занимать место в вагоне более высокой категории – в принципе, за это с вас вправе потребовать оплату. На практике такого обычно не происходит (по крайней мере, с «непонятливыми» иностранцами), но освободить место все-таки попросят, а найдете ли вы к этому времени другое, в вагоне своего класса, – вопрос. А вот свободные места в Intercity можно занимать совершенно безнаказанно. Нужно только посмотреть на карточке в кармашке на двери купе, не забронировано ли это место, а если и забронировано, то, начиная с какого пункта. Возможно, вы сумеете проехать, сидя на этом месте, весь свой путь или бóльшую его часть.
Билет: покупка, возврат, компостирование, доплаты
Билеты можно приобрести на вокзалах, в местных бюро путешествий: при наличии кредитной карты Visa или Mastercard – через Интернет, такую возможность предоставляет, например, сайт Trenitalia – www.trenitalia.it и сайт www.fs-on-line.com.
На больших вокзалах (например, в Риме или Неаполе) в большинстве касс продаются билеты на ближайшие сутки и только на внутренние рейсы. Тем не менее именно перед этими кассами выстраиваются наиболее длинные очереди. Cвободнее у касс, где продаются билеты на международные рейсы, и касс предварительной продажи. Помимо билетных касс почти на каждой ж/д станции (за исключением совсем маленьких) есть автоматы для продажи билетов. Автомат принимает кредитные карты (при сумме покупки от 2 €), монеты и банкноты. Чтобы переключить интерфейс экрана на англ. яз., необходимо нажать на шарик с расцветкой британского флага на стартовой странице (если вы видите какую-то другую страницу, нужно один или несколько раз нажать на красную кнопку отмены, чтобы выйти на стартовую). Далее внимательно следуйте инструкциям. Автомат позволяет не только купить билет, но и изучить расписание и правильно выстроить свой маршрут с учетом пересадок в том случае, если до пункта назначения прямые поезда не следуют. Билет, купленный через автомат, обойдется немного дороже. Автомат выдает сдачу.
Билеты бывают: для I или II класса, в один конец или «туда и обратно», индивидуальные или групповые. Обязательно бронируются сидячие места в международных поездах и в поездах Eurostar, а также спальные места в ночных поездах. Если путешествие планируется в «высокий» туристический сезон, билет на такие поезда лучше приобрести заблаговременно (их продажа начинается за два месяца до отправления поезда) или забронировать через Интернет. Заранее можно купить и билеты на региональные поезда или Intercity без забронированного места – они будут действительны в течение 2 месяцев с момента начала их действия.
Неиспользованный непрокомпостированный билет в течение 2 месяцев с момента продажи может быть сдан в билетную кассу в том месте, где он был приобретен. После предъявления документа, удостоверяющего личность, и кредитной карты, по которой был куплен билет, клиенту будут возвращены деньги с удержанием 20 % от стоимости билета (или 8 €, если сумма удержания получается меньше). Исключение составляют случаи, когда поездка не состоялась по вине Trenitalia. В такой ситуации деньги возвращаются полностью. По истечении 2 месяцев со дня продажи билета право на компенсацию за неосуществленную поездку пропадает.
Перед посадкой в поезд приобретенный билет необходимо прокомпостировать. Для этой цели в здании вокзала, в подземных переходах, ведущих на платформы, и непосредственно на перронах установлены компостеры (желтого цвета, со светящимся окошечком). В прорезь нужно вставить билет (по стрелке, неважно, каким концом), и компостер пропечатает на нем дату и время. Если вы покупаете билет за несколько часов до отправления поезда, можно прокомпостировать его сразу, но следует иметь в виду, что после того, как компостер проставил время, билет действителен в течение 24 ч для больших (более 200 км) расстояний и 6 ч для остальных. В течение этого времени пассажир может выходить на промежуточных станциях и следовать дальше другим поездом (за исключением поездов с обязательным бронированием мест) по тому же билету.
Однако если забронировано место в конкретном поезде, то покидать его уже нельзя – в этом случае билет пропадает. Если нужно, например, отправиться из Рима в Милан, а по пути на пару часов задержаться в Болонье, то следует покупать билет не на один поезд Eurostar Рим – Милан, а на два разных – Рим – Болонья и Болонья – Милан. Если срок действия билета истекает в пути, то пассажир имеет право доехать до места назначения. Если компостер не поставил на билете время, следует обратить внимание на надпись в светящемся окошечке: если там написано in servizio, следует попробовать еще раз, а если fuori servizio – поискать другой компостер. Если прокомпостировать билет не удалось из-за того, что компостеры на станции не работают или вообще отсутствуют, следует сразу после посадки (лучше до отправления) обратиться к персоналу поезда, показать билет и сказать, что на станции компостер не работает или отсутствует. Проводник или начальник поезда отметят на билете время посадки, не взяв с вас штраф. Аналогичным образом надо действовать в том случае, если вы не успели прокомпостировать билет перед посадкой. Только говорить нужно другое, и услуга эта уже будет стоить 8 €. Но это все равно лучше, чем те же 8 € + 15,45 € штрафа, которые придется платить за непрокомпостированный билет контролеру, а проверяют в итальянских поездах билеты едва ли не после каждой остановки. Можно, конечно, пытаться слукавить и сослаться на сломанные компостеры, но это сработает лишь в том случае, если в поезде не окажется вошедших на той же станции пассажиров с прокомпостированными билетами.

К сожалению, нельзя сказать, что итальянские поезда не опаздывают. Поэтому, если вам предстоит делать пересадку, иногда бывает сложно определить, каким именно поездом придется следовать после нее. В этом случае представляется разумным купить более дешевый билет, а по прибытии на станцию пересадки вновь вернуться к этому вопросу. Если выбранный поезд окажется более быстрым (и более дорогим), то можно доплатить разницу в кассе на вокзале. Чтобы не пускаться в долгие объяснения с билетером, далеко не всегда хорошо говорящим по-английски, лучше всего написать информацию на листочке, например: supplemento (доплата) Roma – Milano (та часть вашего маршрута, за которую вы доплачиваете) 15.41 (время отправления выбранного поезда). Листочек нужно подать кассиру вместе с вашим билетом и деньгами. Если на такую процедуру нет времени, то можно доплатить разницу и в поезде, но это будет стоить несколько дороже.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.