Католическая церковь как она есть

.

Католицизм (греч. katholikos – всеобщий, главный) – одно из главных, наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве. Католическая церковь отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим устройством с центром в Ватикане и главой – римским епископом (папа).
Обособление католицизма в христианстве началось с конца IV–V вв. и было обусловлено соперничеством римских пап с константинопольскими патриархами за доминирование в христианском мире; окончательное разделение церквей произошло в 1054–1204 гг.


Важнейшие догматические отличия католического вероучения: признание главой церкви папы римского – «преемника апостола Петра»; нисхождение Духа Святого не только от Бога-Отца, но и от Сына (лат. Filioqiio), существование чистилища, «сокровищницы заслуг» (скопившихся в церкви благодаря деяниям Христа, Богоматери и святых), которыми церковь распоряжается по своему усмотрению (отсюда торговля индульгенциями), установление целибата (обета безбрачия) для всего духовенства, признание догмата о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и догмата о непогрешимости папы в делах веры. Культ отличается большой пышностью. Существует резкое разграничение между клиром и мирянами.
Иисус Христос – согласно традиционному христианскому учению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения).
С точки зрения исторической науки Иисус – деятель религиозной иудейской среды 1-й пол. I в., родившийся, по-видимому, чуть ранее 4 г. до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в VI в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями около 30 г. Распространение христианства связано с деятельностью учеников Иисуса.
Дева Мария, Мадонна (итал. Madonna, сокр. от mia donna – моя госпожа), в христианском вероучении земная мать Иисуса Христа, непорочно Его зачавшая. Родители Марии – праведники Иоаким и Анна – были бездетны до пожилого возраста. Католическая церковь признает догмат (1854) о непорочном зачатии Девы Марии. В 12-летнем возрасте Мария дала обет вечного девства. По достижении совершеннолетия Марии нашли престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважал ее обет. В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения которой произошло Благовещение. После рождения Иисуса Христа Мария бежала с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвратилась в Назарет. Мария присутствовала на Голгофе и согласно христианской традиции прежде всего именно ей явился Христос после своего воскресения. По одной из версий, Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, которого Христос велел ей усыновить. За успением Марии, то есть разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо (это характерно для западной традиции, принято только в 1850 г.; католическая церковь объявила Марию «матерью церкви»).
12 апостолов (греч. ApoVtoloV – посол, посланец). В раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов – ближайшие последователи, ученики Христа: Петр (Кифа Симон), Андрей Первозванный, брат Петра, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев, брат его, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей-мытарь, Иаков Алфеев, Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит, Иуда Искариот. Позже Иуду заменил Матвей.
Существует древняя символика числа двенадцать: 12 верховных богов Греции и Рима, 12 колен Израилевых и пр. С апостолами иногда соотносят драгоценные камни: Андрей – сапфир, Матфей – аметист и т. п. В католических храмах апостолов изображают по определенным канонам, с орудиями их мученичества: крест (Петр, Филипп, Фаддей, Симон, Андрей); меч (Павел, Матфей, Иаков); нож (Варфоломей); копье (Иаков Алфеев).
Иоанн Креститель (Баптист, Предтеча) – последний ветхозаветный пророк, возвестивший пришествие Иисуса Христа; прозвище (Креститель) по обряду крещения, который он совершал в реке Иордан. 11 сентября празднуется день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В средневековом искусстве Иоанн Предтеча часто изображался с блюдом в руках, на котором лежит его голова.
Римский папа – (лат. papa, греч. pappaV – отец). Глава католической церкви и государства Ватикан, избирается пожизненно (с 1389 г. всегда из кардиналов) коллегией кардиналов.
Христианские символы
Добрый Пастырь – такое название получило изображение Иисуса Христа в образе юноши-пастуха с овечкой на плечах. Образ пришел из Евангелия, где Спаситель говорит: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).
Голубь символизирует Святого Духа, сошедшего на Христа во время его крещения. Голубь с зеленой ветвью – символом новой жизни, пришел из Ветхого Завета: после потопа голубь вернулся к Ною с зеленой ветвью в клюве, оповестив таким образом Ноя о том, что вода уже сошла и гнев Божий сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. Белый голубь без ветви может олицетворять присутствие Бога и его благословение.
Агнец как символ пришел из Ветхого Завета. Белого агнца «без пятна и без порока» приносили иудеи в жертву Богу. Согласно преданию, один из двух агнцев, принесенных Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки Ветхого Завета называли Агнцем Божиим ожидаемого Мессию. Агнец стал символом искупления, смирения и кротости Христа.
Рыба – один из самых распространенных в древности символов, олицетворявших Самого Христа. В древнейшей части римских катакомб обнаружено изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это евхаристический символ, обозначавший Самого Спасителя, дарующего пищу спасения и новую жизнь. Греческое слово IXTYS (рыба) состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», то есть это слово зашифровывало самую суть христианской веры, то, во что (в Кого) верят христиане. Это первый зашифрованный символ веры. Изображение рыбы было весьма удобным знаком, так как ни о чем не говорило людям, не посвящeнным в таинства христианства.
Виноградная лоза – евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь…» (Ин. 15:1, 5).
Нимб (лат. nimbus – облако) – ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы.
Зерцало – прозрачная сфера в руках ангела с надписью ИС ХР; символ, указывающий, что ангел служит Иисусу Христу и он дух, но не антропоморфное существо.
Якорь – знак надежды на спасение и символ самого спасения. До наших дней сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммой Христа и рыбами. Встречаются изображения якоря, который оплетает большая рыба, – символ, соединяющий знаки Христа и спасения. Якорями украшали брачные кольца христиан, что означало спасение в сохранении верности супругов ради Христа.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.